Как обсудить с детьми вопросы инвалидности
Понимание различий: важность обсуждения инвалидности с детьми
Детям, которые не встречаются с людьми с особыми потребностями в своем ближайшем окружении, всегда интересно узнавать о тех, кто чем-то отличается. Уже в возрасте 2-3 лет дети обращают внимание на людей с нарушениями только если эта разница очевидна (например, человек использует инвалидную коляску, носит солнцезащитные очки или использует белую трость).
В возрасте четырех лет ребята начинают замечать, когда кто-то ведет себя не так, как все. Их реакция может быть разной: они могут задавать вопросы, проявлять любопытство или даже беспокоиться о том, как это может повлиять на них лично.
Как родители могут помочь ребенку понять инвалидность?
Реакция родителей на любопытство ребенка значительно влияет на то, как ребенок будет относиться к людям с инвалидностью в будущем. Родителям рекомендуется сохранять спокойствие и поощрять ребенка задавать вопросы, такие как:
- «Почему он использует коляску с колесами?»
- «Почему он говорит нестандартным образом?»
- «Почему он так ходит?»
Обсуждайте с ребенком темы инвалидности. Используйте это как возможность объяснить различия между людьми. Применяйте понятные ребенку слова. Например, объясните, что жесты — это язык общения, и что собака-поводырь помогает людям, которые плохо видят.
Разрешите ребенку задавать вопросы. Дети должны чувствовать, что они могут свободно выражать свое любопытство. Поощряйте их интерес, но учите деликатности. Чем больше ребенок спрашивает, тем больше он узнает.
Если ребенок проявляет заинтересованность, предложите ему книги, описывающие разнообразие человеческих возможностей. Также мультфильмы часто включают персонажей с инвалидностью — это может помочь в объяснении темы.
Комплексный подход к обучению детей
Дайте простые объяснения. Поймите, что ребенок может не концентрироваться долго. Старайтесь быть честным, но не слишком усложняйте. Объясните так, чтобы ребенок смог понять: «Возможно, у нее ноги не работают так, как у тебя». Для старших детей можно объяснить более подробно.
Поддерживайте уважительность. Поощряйте ребенка относиться с уважением к людям с инвалидностью. Любые некорректные комментарии следует исправлять. Важео объяснять, что физическая инвалидность не определяет умственные способности.
Будьте примером для подражания. Ребенок наблюдает и учится через примеры старших. Объясняйте ребенку различия между людьми и не стесняйтесь открыто обсуждать эту тему.
Некоторые дети могут захотеть напрямую пообщаться с людьми с инвалидностью. В таких случаях лучше поддерживать такой интерес, однако важно обращать внимание на реакции других людей. Люди с инвалидностью предпочитают, чтобы их воспринимали как равноправных участников общества, без чрезмерной жалости.